Логотип Спортион.ru beta
Свободная тема

Платить за футбол на ТВ? А надо ли?

Ср, 29/05/2013 - 17:04 Автор: Александр Громыко

На данный момент все платное спортивное телевидение в России имеет аудиторию около 0,5 млн. абонентов, которые платят за просмотр какого-нибудь спортивного пакета. Цифра это настолько мала, что, в принципе, если учесть статистическую погрешность, то можно смело назвать ее нулем. Как же в таких условиях должен развиваться профессиональный спорт, в частности футбол, который как раз таки и должен окупаться за счет платных трансляций? Без зрителя, болельщика, готового платить и давать прибыль клубам, любое соревнование становится бессмысленным.


Прибыль от телетрансляций составляет всего-навсего 3% бюджета клубов РФПЛ. В то время, как в Европе показатели варьируются от 25% и до 45%


Футболу еще повезло, потому что российская футбольная лига еще получает хоть какую-то прибыль от телетрансляций. Однако эта прибыль, эквивалентная $ 20-30 млн. в год, составляет всего-навсего 3% бюджета клубов РФПЛ. Сравните с Европой, где показатели варьируются от 25% и до 45%. Живут наши клубы преимущественно за счет государства (областных бюджетов) и спонсоров, которые, по сути, занимаются благотворительностью, так как реальной прибыли от содержания футбольного хозяйства они все равно не получают.

Для того чтобы спонсорская поддержка превратилась в бизнес, а не благотворительность, необходимо расширение аудитории. Этого достигнуть можно только через СМИ и наличия бесплатных трансляций на ведущих каналах страны. Потому что потенциальный зритель никогда не заплатит за футбол, которого он не видел.

Встает проблема, ведь кто будет осуществлять, а, главное, платить за создание картинки, доставки сигнала и налаживание телевизионных коммуникаций? Например, нынешний поставщик услуг «НТВ-Плюс» получает компенсацию от РФПЛ за производство трансляций игр РПЛ. Подобное «плюсовцы» хотели проделать и с баскетбольной Единой Лигой ВТБ, но руководство лиги предпочло канал «Россия-2», который взял все расходы на себя и предоставил более широкий охват, нежели имеется у «НТВ-Плюс».


Общая аудитория в Германии 21 млн. человек. В России же пока только 9 млн.


Пожалуй, футбол как ни один другой вид спорта по своей специфике может сочетать смешанный поход — часть матчей тура можно продавать по платным каналам, часть отдавать общедоступным, т. е. бесплатным. И бесплатная часть в таком случае будет служить своеобразной рекламой. Но руководство РФПЛ, на наш взгляд, совершило серьезную ошибку, сократив число трансляций на общедоступном ТВ. Всего одна трансляция матча РПЛ в туре на канале НТВ (да и то сделано лишь для того, чтобы «технически» не допустить к проекту ВГТРК) — этого мало. Нужно дать зрителю право поближе познакомиться с РПЛ, увеличить число трансляций как минимум до 2-3 игр в туре и сделать качественное футбольное обозрение, выходящее в удобное время, а не ночью, как обычно и происходит. И только после такой своеобразной рекламы отечественного футбола можно будет рассчитывать, что кто-то за него начнет платить.


И по личным наблюдениям могу с уверенностью заявить — Казань готова к июльскому празднику


Тем более, зависимость от той или иной схемы общедоступных трансляций будет колебаться относительно слабо. Разница в 100-200 тысяч подписчиков не сделает погоды, чтобы выйти на рентабельный уровень доходов от ТВ. Для этого нужно иметь более 10 млн. абонентов телеканала «Наш футбол» (сейчас это число порядка полумиллиона). Поэтому расширение общедоступных трансляций не нанесет никакого убытка платным трансляциям (было бы чему наносить убыток) и подготовит отличную почву для набора новых зрителей российского футбола, вследствие чего заметно повысится спонсорская привлекательность проекта.

Рост армии телеболельщиков повлечет за собой и рост тех, кто готов платить. Примером служит Германия, где абонентов платных трансляций бундеслиги относительно немного. Однако стабильное число подписчиков, огромный интерес к турниру среди широкой аудитории вкупе с качественными еженедельными обозрениями на ведущих телеканалах создает благодатную почву для спонсорских вложений, которые компенсируют недобор денег непосредственно от платного ТВ. Общая аудитория в Германии 21 млн. человек. В России же пока только 9 млн. И это число только падает — в середине «нулевых» было 15 млн., а в советский период более 30 млн. (и это только на территории РСФСР!). В Нидерландах, где численность населения заметно ниже, футбол смотрят 6 млн. В Англии 16 млн. (жителей там в три раза меньше, чем у нас). Нам есть, куда расширяться и кого привлекать...


КХЛ при числе телеболельщиков в 8 млн. россиян по показателям рекламы быстрыми темпами приближается к РПЛ


С приходом «НТВ-Плюс» и снижением числа общедоступного футбола началось заметное снижение интереса к играм российской Премьер-Лиги. Если Первому каналу в 2000-ых годах удавалось получать спонсорские деньги в размере $ 14-16 млн., то сейчас «плюсовцы» получают только $ 5-7 млн. И тут нужно обратить внимание на хоккей, где КХЛ при числе телеболельщиков в 8 млн. россиян по показателям рекламы быстрыми темпами приближается к РПЛ. В чем секрет? Правильно, в бесплатном канале «КХЛ-ТВ» и постоянных трансляциях по «России-2», которые позволяют существенно увеличивать аудиторию и число потенциальных рекламодателей.

Остается надеяться, что и в футболе вскоре это осознают...


Статья по теме:

← все записи

Комментарии:

наверх
Яндекс.Метрика
Увидели ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter Система Orphus
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана